Правила расширения пассивного словаря
Опубликовано 12 Июн 2011
Рубрика: Пассивный словарь, Развиваем речь от года до 3 лет | Отзывов (12)
Организуем процесс развития речи
Все представленные на сайте задания, развивающие пассивный словарь ребёнка, ПРИМЕРНЫЕ. На их основе вы можете правильно организовать процесс развития речи. Вы легко придумаете собственные игры и упражнения, исходя из жизненного опыта вашего малыша и стиля жизни вашей семьи.
Хоть вы и занимаетесь развитием пассивного словаря, ребёнок не должен сидеть как немой и строго выполнять ваши указания. Давайте малышу возможность повторить за вами как называются предметы , признаки , действия . Пусть делает попытки использовать в своей речи предлоги, наречия и местоимения (см. статьи в рубрике Пассивный словарь).
ВАЖНО
Не надо требовать или добиваться точного воспроизведения слов! Если у малыша уже есть свои обозначения, например, машина – би-би или собачка – ав-ав, пусть продолжает эти слова употреблять. НО вы не должны повторять за ним эти звукоподражания. Называя предметы или спрашивая о них, говорите чётко настоящие слова.
Процесс развития речи ребёнка
должен быть непрерывным, а не от случая к случаю.
Предметы
Хорошо, если предметы, с которыми вы знакомите малыша, будут знакомы малышу не только по картинкам, но и «вживую». Для этого выходите вместе за пределы дома: на детскую площадку, в лес, зоопарк, магазин…
- Следите, чтобы во время игр-упражнений вы не «помогали» ребёнку жестами или направлением взгляда. Это можно делать только тогда, когда у малыша ещё не получается опознать предмет по одному словесному названию.
- Если всё-таки пришлось помочь ребёнку, указав на предмет, назовите этот предмет одним словом несколько раз и обязательно попросите малыша что-нибудь с ним сделать. Манипуляции с предметами позволяют лучше запоминать обозначающие их слова.
- Если вы занимаетесь с мальчиком, нужно иметь в арсенале его игрушек хотя бы одну куклу. Во-первых, малышу очень легко выговорить слово Ляля. Во-вторых, кукла – это некоторая имитация ребёнка и с ней можно совершать разнообразные действия: одевать, укладывать спать, кормить, она может ходить, сидеть…
- Когда малыш отвечает на ваши вопросы неправильно, подшучивайте над его ответами, старайтесь вызвать его смех. Но не ругайте, не издевайтесь и не рассказывайте о его промахе другим, даже близким людям, по крайней мере, в присутствии самого малыша.
ВАЖНО
Не требуйте от ребёнка, чтобы он запомнил обобщающие названия для классов предметов (одежда, продукты, посуда и т.п.) и умел показывать вам их по обобщающему названию. Для такой сложной умственной операции ещё не созрели соответствующие мозговые структуры.
Признаки
С этими словами важно знакомиться не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. На улице можно спрашивать: Какой дом - низкий, а какой – высокий? Какая дорога – узкая, а какая – широкая?...
Обязательное условие: перед глазами малыша должно быть два объекта для сравнения! Это условие относится и к наречиям тяжело-легко, громко-тихо, опознать их можно только в сравнении.
- Чтобы прилагательные прочно вошли в речь ребёнка, необходимо, чтобы и вы сами почаще их употребляли.
- Когда просите ребёнка что-то принести, не говорите Дай мне чашку (или карандаш), а Дай мне ту чашку – красную или Дай мне тот карандаш – длинный…
- Общаясь с ребёнком, старайтесь применять один и тот же признак к максимальному количеству слов-предметов: длинным может быть гвоздь, шнурок, верёвка, дорога, нитка, юбка…
Местоимения
Чаще употребляйте в своей речи указательные и вопросительные местоимения. При каждом удобном случае спрашивайте у ребёнка: Что это? Просите его что-нибудь найти, делая вид, что сами никак не можете это сделать: Лена, а где шапка, где книжка?...
- Когда малышу нужно употребить указательное местоимение по отношению к человеку (Вон – тётя, вон – папа…) поощряйте жестикуляцию: Где тётя? Покажи!
Конечно, показывать пальцем на человека – это неприлично. Но если запретить это ребёнку на данной ступени развития речи использовать свой естественный жест, можно нарушить его способность направляться к собеседнику .
- Когда вы спрашиваете у него о человеке: Где дядя? Покажи, где девочка? – он должен смело указывать пальцем.
Наречия
Используйте в своей речи разнообразные наречия, независимо от того, знает ли их ребёнок или пока нет. Спрашивайте: Света сделала хорошо? Мы идём быстро?
Хотя смысл наречий справа-слева малышу понять сложно, нужно начинать знакомить его с тем, какая рука у него – правая, а какая – левая.
Предлоги
Всегда выделяйте предлог. Произносите его отдельно от последующего слова.
- Малыш ребёнок должен понять, что предлог употребляется по отношению к любому предмету, поэтому многократно используйте один и тот же предлог применительно к разным словам: Положи кубик на стол, на пол, на кровать, на ладонь.
- Чаще просите малыша в виде помощи подать вам что-то находящееся в столе, на столе, около дивана, под столом…
- Когда будете расширять круг предметов, не забывайте использовать новые слова с предлогами.
- Употребляйте предлоги и в тех ситуациях, когда предлог утрачивает своё первоначальное значение. Попросите малыша выйти в коридор, зайти в спальню… Когда идёте гулять, скажите, что вы идёте на улицу. Попросите ребёнка выглянуть из окна.
- Меняйте форму предлога: к – ко (ко мне).
*********************************************
Инвестируйте в своего ребёнка силы, время и деньги – это высокодоходный и долгосрочный проект!
Огромных Вам успехов, прекрасного настроения и гениальных детишек!
Иванна Фальтер
Программа, представленная на сайте, не является руководством «Как стать СУПЕР родителями?» Но мы будем искренне рады, если предложенные материалы помогут вам и вашему малышу избежать проблем в будущем или избавиться от них в настоящем.
Кое-что интересное
Нравится? Поделись с друзьями! Не нравится? Тоже поделись - не жадничай
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ!
Отзывы
Отзывов (12) на «Правила расширения пассивного словаря»
Ваш отзыв
Полезные советы, абсолютно согласна про «показывать пальцем», только сейчас в 4,5 года намекаю, что это не очень прилично, а раньше вообще не запрещала
Вот так учат, учат ребенка всему доброму и хорошему, а потом отправляют его в пионерский лагерь и он там так пополняет свой словарь…
Мне кажется, что параллельно, хорошо обучать ребёнка еще одному или двум языкам
Очень полезные советы.
Да пассивный словарь ребенка нужно развивать регулярно.
Спасибо,хорошие советы по расширению пассивного словаря.
Только сегодня наткнулся на ваш блог Прочёл от корки до корки. Но именно этот пост однозначно один из самых лучших!
Родителям нужно серьезно относиться к процессу развития речи. Иначе из ребенка может вырасти ограниченный взрослый. Довольно редко встречаю людей с очень богатым активным словарным запасом.
Да, чем больше с ребенком разговаривать, причем правильно разговаривать, тем больше у него будет словарный запас.
Довольно редко встречаю людей с очень богатым активным словарным запасом.
Иванна,завидую вашему ребенку. С такой мамой словарь ребенка будет очень богатым.
Я поняла из опыта,что с ребенком ни в коем случае нельзя сюсюкать,слова нужно произносить ясно и четко,тогда и ребенок будет говорить правильно.И конечно,как можно больше разговаривать!